Первый случай описывается впервые в мире. Это наблюдение группы Ариэля Баркана, и, как пишет автор, еще такое вряд ли будет даже через 20 лет. Вторая ситуация уже была описана.
Итак, оба случая опубликованы в JCEM.
Героиня первого — 47-летняя женщина с типичной картиной галактореи — аменореи 4-х годичной давности. Обследовали ее тщательно и с удовольствием, тем более, что пролактин зашкаливал (более 900 нг/мл, или более 27000 мед/мл). При этом пролактин был биоактивный, макропролактинемия исключена. Анамнез чист: ни наркотиков, ни медикаментов, ни гипотироза. На МРТ — начинающееся пустое турецкое седло.
Для неопухолевой форму это немыслимое увеличение, и отсутствие эффекта от достинекса особенно огорчало. Внезапно возникшая резкая боль в животе побудила провести КТ брюшной полости, в верхнем левом квадранте было объемное образование диаметром до 8 см. После его удаления пролактин нормализовался, в ткани опухоли (РЕСомы, периваскулярная эпителиоидноклеточная опухоль) обнаружен иммуногистохимически пролактин и ПСР — РНК пролактина .
Мы имеем дело с первым в мире случаем клинически значимой продукции пролактина эктопической.
Я написала восторженное письмо автору, но он меня охладил — «расказывайте осторожнее, иначе завтра все российские врачи начнут проводить КТ брюшной полости при гиперпролактинемии».
Вот именно гипотеза одного из наших старожилов о том, что надо искать сочетание тиротропиномы и ФА/аденомы с Т3 тиротоксикозом во всех случаях жизни и побудила меня рассказать эту историю — и немножко другую.
Вторая проще и такие ситуации уже описны, это так называемый «гипoтироз потребления».
Некоторые большие опухоли могут продуцировать большие количества дейодиназы 3 типа и поглощают ведро Т4, превращая его в реверсивный (неактивный) Т3. Такие опухоли чаще всего встречаются у детей, но в данном случае ничего не подозревающим коллегам-японцам попала в клинику дама 70 лет с гипотирозом, который они расценила как первичный и с опухолью (пока напишу средостения, позже уточню).
Каково же было их изумление, когда после удаления опухоли свелась к нулю потребность в тироксине. В ткани опухоли выявлены гигантские количества дейодиназы 3 типа.