Внутренний контроль качества в медицине. Нужен ли врачу?

By Юрий Потешкин|Июнь 11, 2018|Блоги, Ю.Е. Потешкин|0 comments

Мы с @ishakhabov продолжаем тему внутреннего контроля качества в медицине. Пожалуй сильнее всех внутренний контроль качества затрагивает врачей. Они центр всей работы медицинского учреждения, источник назначений, обязательных для исполнения всего среднего медицинского персонала. Это не говоря уже про самое главное- ответственность за здоровье пациентов. А как не только не навредить пациенту но и помочь? Этому как раз учат в медицинских ВУЗах, потом в ординатуре, а потом в идеале всю жизнь. Но на самом деле после окончания ординатуры врач остаётся один на один со своими знаниями и будет ли он их приумножать или нет зависит только от него самого. Косвенными признаками стагнации врача является его низкая эффективность, отсутствие гибкости и персонализации в принятии клинических решений. Сегодня для лечения пациентов «на троечку» нужно как минимум знать современные алгоритмы ведения пациентов, причём лучше из первоисточников, а они, как правило на английском языке.
Так причём тут контроль качества?
Если представить себе учреждение без такого контроля, то получится, что врачи там будут только такие, какие есть, в том смысле, что если врач «плохой», то от него постараются избавиться, на его место возьмут другого и история может повториться многократно. Но являются ли врачи такими уж неизменными в своих знаниях и убеждениях, даже если они не знают английского языка и не читают алгоритмы? В большинстве случаев ответ «нет». И вот в этих случаях как раз помогает служба контроля качества. Она выстраивает систему работы, едины принципы и правила, понятные и прозрачные для всех сотрудников. Эти принципы будут продиктованы особенностями конкретного учреждения. Именно эта служба скажет в лицо правду, которая много лет могла быть скрыта и именно она поможет принять судьбоносное решение по тактике максимально верно.
Какой плюс для врача? Во- первых, повысится его эффективность, а значит число благодарных пациентов, делящихся положительными впечатлениями о докторе со знакомыми. Во- вторых, врач не будет уволен до тех пор, пока не будет признан «безнадёжным», то есть, например, отстаивающим какой- нибудь не определяющий никак тактику метод как обязательный или не желающим в рутинной практике применять препараты в соответствии с алгоритмами. В- третьих, врач будет точно знать свои сильные и слабые места и это позволит ему работать над собой эффективнее. В- четвёртых, при наличии мотивационной составляющей в заработной плате, врач обязательно заметит, что при работе в системе и в команде его зарплата всегда будет выше.
Наличие в учреждении службы контроля качества является не репрессивным органом, как может показаться при поверхностном взгляде, а как раз наоборот, это скорее внутренняя служба, мотивирующая на непрерывное обучение, что-то вроде нескончаемой ординатуры.

Поделиться
Юрий Потешкин

About Юрий Потешкин

к.м.н., эндокринолог, организатор здравоохранения, член Европейского общества эндокринологии, член Кохрановского сообщества, соавтор "Национального руководства по эндокринологии", главный редактор издательства "Актуальная медицина", заместитель главного врача по медицинской части и эндокринолог клиники "Атлас", доцент кафедры эндокринологии лечебного факультета РНИМУ им. Н.И. Пирогова

Leave a Comment